Недоношенными считаются новорождённые дети, появившиеся на свет ранее 37 недель беременности. Частота таких случаев составляет примерно 6-12% от всех новорождённых. Из них около 1-1,8% — детей с очень низкой массой тела (1-1,5 кг), 0,5% — с экстремально низкой массой тела (менее 1 кг).[1]

Известно, что большинство детей, родившихся недоношенными, имеют низкие показатели физического развития относительно сверстников на протяжении первого года жизни.[1] А частота отдаленных неблагоприятных исходов развития тем выше, чем меньше гестационный возраст (количество недель беременности до родов) и масса тела при рождении.

Исследования показывают, что нейрокогнитивное развитие таких детей может отличаться от рождённых в срок сверстников в разные возрастные периоды. При этом не всегда рожденные раньше срока дети показывают результаты ниже среднестатистической нормы. Наиболее вероятная разница в развитии прослеживается:[3]

  • когнитивных способностей — в 3 месяца;
  • мелкой и крупной моторики — в 5 месяцев;
  • экспрессивности и крупной моторики — в 10 месяцев.

При этом в возрасте 14 и 25 месяцев частота результатов ниже нормы у недоношенных детей ниже. Это позволяет сделать вывод, что недоношенность оказывает наибольшее влияние на развитие в возрасте до года, и оно избирательно.

Для предупреждения риска рождения малыша раньше срока будущим мамам может быть рекомендовано принимать профилактические меры. Например, известно, что достаточное потребление омега-3 ПНЖК во время беременности снижает риск преждевременных родов на сроке 34–36 недель, на 8%, ранее 34 недель — на 31%[5]. Для женщин, начиная с 13-ой недели беременности и до конца периода грудного вскармливания может быть рекомендован прием витаминных комплексов. Одним из таких является комплекс Фемибион®* 2, который содержит эссенциальную омега-3 жирную кислоту, она участвует в формировании мозга, нервной системы, глазной сетчатки и некоторых других органов. Омега-3 являются важным структурным компонентом серого вещества головного мозга, обеспечивают развитие интеллектуальных способностей ребенка. [5]